Правовое регулирование сделок с произведениями искусства


Правовое регулирование сделок с произведениями искусства.

Основные этапы:

1.      Покупка ПИ (произведений искусства).

2.      Ожидание, хранение, экспозиция, рекламане менее 3 лет (НК РФ, налог на доход ФЛ от продажи имущества, находящегося в собственности лица более 3-х лет равен нулю).

3.      Продажа ПИ.

 

Основа бизнесасохранение денежных средств и обеспечение их роста во времени. Преимущества: легальность деятельности, отсутствие требований к регистрации ПИ, отсутствие требований к институализации деятельности в виде обязательности государственной регистрации в качестве предпринимателя или ЮЛ, конфиденциальность,  простое оформление покупки и продажи ПИ (требование о простой письменной форме относится к антиквариату, вывозимому за гарницу), возможность публичной рекламы своих ПИ на выставках в галереях и музеях, имиджевый рост. Является идеальным для ФЛ в части формирования значительной коллекции за продолжительный период времени и формирования соответствующей будущей доходной базы. Возможность формировать переходы права владения за разумный промежуток времени.

Недостатки: риск выбора «неудачного» художника, длительный срок инвестиций (не менее 3-х лет), риск покупки подделки, риск переплаты за ПИ, риск утраты в процессе хранения, низкий уровень развития страхования ПИ.

Участники оборота: художник, ПИ, галерея, дилер, ФЛ, музеи, аукционы.

Ограничения:

1.      Обязательность письменной формы договора купли-продажи ПИ, если такое произведение перемещается через таможенную границу РФ.

2.      Необходимость подачи налоговой декларации по прошедшему году, если продается ПИ со сроком владения менее 3-х лет.

3.      Обязательность регистрации сделок, если ПИ входит в состав Музейного фонда РФ.

При сроке владения ПИ более 3-х лет (п.17.1 ст.217 НК РФ) лицо освобождается от обязательства уплачивать подоходный налог, а также представлять по таким доходам декларацию, отсутствие такой декларации не влечет административной ответственности (последний абзац ст.229 НК РФ: «Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217   ((п.17.1 ст.217 НК РФ) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

……………………….

от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более).

 

Купля-продажа ПИ, в т.ч. антиквариатом, не является лицензионной деятельностьюсвязи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗлицензировании отдельных видов деятельности" государство отказалось от введения контроля в области торговли антиквариатом, вопреки официальной просьбе к Правительству РФ о введении государственного регулирования торговли предметами антиквариата и произведениями искусства на территории Российской Федерации (п. 2 Приказа Министерства культуры РФ от 16 марта 1992 г. N 115 "О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей»).

Договору купли-продажи антиквариата, оформляющему обязательство по переходу права собственности, присущи следующие особенности. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами. Предметы антиквариата являются "товаром отдельного вида", обладающим не только экономической стоимостью, но и большой культурной значимостью. Культурная значимость вытекает из самой сущности предметов антиквариата, представляющих собой разновидность культурных ценностей. Указанным обстоятельством обусловлена специфика некоторых элементов купли-продажи антиквариата.

Существенным условием договора купли-продажи антиквариата является условие о цене, поскольку уникальный характер предметов антиквариата не позволяет применить п. 1 ст. 424 ГК РФ: "в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления".

 

Оформление договора купли-продажи антиквариата.

 ГК РФ не содержит специальных правил о форме и государственной регистрации сделки в отношении движимых культурных ценностей, а, следовательно, и предметов антиквариата. Однако специальным законодательством о культурных ценностях установлены особые правила в отношении оформления сделок с движимыми культурными ценностями, вывозимых или ввозимых на территорию Российской Федерации. Согласно ст. 45 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме. Этим же Законом предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы сделки: "...сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными" (ч. 3 ст. 45). Данные ограничения касаются исключительно только формы оформления сделки с произведениями искусства, перемещаемыми через таможенную границу страны.

Иные требования, например государственная регистрация, к оформлению сделок по купле-продаже антиквариата отсутствуют, а для современных произведений искусства требование о регистрации сделок не может быть предъявлено в принципе.

Большую роль в урегулировании оборота антиквариата на международном уровне играют кодексы поведения и кодексы профессиональной этики. Одним из первых кодексов такого рода стал Британский практический кодекс 1986 г. для контроля за международной торговлей произведениями искусства. Данный кодекс действует для аукционных домов "Кристис" и "Сотбис", а также объединения лондонских торговцев произведениями искусства, британской ассоциации антикваров и других профессиональных организаций в области антиквариата. Основные положения этого Кодекса: британские торговцы произведениями изобразительного искусства и антикварными ценностями обязуются в меру своих максимальных возможностей не ввозить, не вывозить и не передавать право собственности на предметы в тех случаях, когда у них имеются разумные основания полагать, что: а) продавец не имеет надлежащего права собственности на объект; б) ввозимый предмет был получен или ввезен из страны, откуда он происходит, в нарушение законов этой страны.

Кроме того, в 1999 г. был принят международный этический кодекс торговцев культурными ценностями ЮНЕСКО. Основное положение Кодекса - профессиональные торговцы культурными ценностями не должны ввозить, вывозить или передавать право собственности на эти ценности в случаях, когда у них есть разумные основания полагать, что эти ценности были украдены, незаконно отчуждены, тайно добыты в ходе археологических раскопок либо незаконно вывезены из страны их происхождения. Под разумными основаниями понимается, прежде всего, требование по отношению к торговцам культурными ценностями проверять происхождение предметов, с которыми им приходится иметь дело.

Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. (Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) не регулирует аукционную торговлю, но содержит общие правила оборота культурных ценностей, влияющие на аукционную торговлю. В частности, ст. 7 (a) Конвенции закрепляет общую обязанность государства принимать все необходимые меры, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями культурных ценностей, которые были незаконно вывезены из другого государства. Кроме того, в целях эффективного контроля перемещения культурных ценностей ст. 6 (a) Конвенции предусматривает учреждение специального свидетельства, которым государство - экспортер удостоверяет свое разрешение на вывоз культурной ценности, а ст. 6 (b) закрепляет запрет вывоза культурных ценностей без такого свидетельства.

 

Выводы:

1.      Продажа произведений искусства не лицензируется.

2.      Сделки с ПИ могут заключаться устно или в письменной форме.

3.      Для оформления купли-продажи антиквариата требуется простая письменная форма, если ПИ вывозится за пределы страны. Нотариальное удостоверение сделки не требуется, но может быть совершено для усиления защиты сторон от признания сделки недействительной.

4.      Доход от продажи ПИ не облагается налогом на доходы физических лиц при условии владения ПИ от 3-х лет и более.

5.      Сделки рекомендуется заключать с предварительной оценкой репутации продавца во избежание рисков.

Публикации и статьи

Мы представляем Вашему вниманию публикации о галерее в СМИ, статьи о художниках галереи, другую интересную информацию об искусстве. В ближайшее время мы подключим функцию обсуждения материалов сайта. Представленные в этом блоке точки зрения и мнения авторов статей могут не совпадать с мнением администрации галереи. Ответственность за соблюдение авторских прав и прав третьих лиц возлагается исключительно на авторов статей и материалов.